«Внесудебный и судебный порядок ограничения доступа к интернет-сайтам, содержащим запрещенную к распространению информацию»

Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).

Указанной нормой права установлено три основания для включения в Реестр сведений о сайтах, содержащих запрещенную к распространению информацию.

Одним из внесудебных способов включения в реестр сведений является решение уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:

- материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций);

- информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений (Министерство внутренних дел Российской Федерации);

- информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека);

- информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами (Федеральное агентство по делам молодежи);

- информации, нарушающей требования законодательства в сфере организации и проведения азартных игр и законодательства о лотереях (Федеральная налоговая служба);

- информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и спиртосодержащей продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством (Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка);

- информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц (Федеральное агентство по делам молодежи);

- информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, розничная торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения).

Правила создания, формирования и ведения Реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101.

Согласно п. п. 6-9 указанных Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор) размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» в электронном виде форму для приема обращений о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации.

После поступления в Роскомнадзор обращений в течение суток запрос о возможном наличии на странице сайта запрещенной информации направляется в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) уполномоченным органам в соответствии с их компетенцией.

Информация о решении, принятом по запросу, должна быть предоставлена уполномоченным органом в Роскомнадзор в электронном виде в течение суток после получения такого запроса, а при необходимости проведения экспертизы – в течение 7 суток.

Роскомнадзор в течение суток со дня получения информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной вносит в единый реестр реестровую запись.

При поступлении обращений непосредственно в уполномоченные органы решение также принимается в течение суток (7 суток), информация о принятом решении направляется в Роскомнадзор.

Таким образом внесудебный способ позволяет значительно ускорить процесс ограничения доступа к интернет-контенту, содержащему различного рода запрещенную информацию.

Данная мера профилактики является достаточно эффективной, поскольку полностью пресечь размещение вышеуказанной информации в сети «Интернет» не представляется возможным, а размещенная такого рода информация доступна неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним, которые в силу остроты восприятия окружающей обстановки являются той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.

В соответствии с Федеральным законом от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации с 01.10.2019 дополнен главой 27.1, определяющей особенности производства по делам о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Однако, обращение прокурора за судебной защитой носит исключительный характер, когда у уполномоченного органа имеются сомнения относительно того, является ли информация на определенном сайте в сети «Интернет» информацией, запрещенной к распространению.