Новости

Лишение родительских прав является крайней мерой семейно-правовой ответственности родителей

Права и обязанности родителей, меры ответственности в случае ненадлежащего исполнения родительских обязанностей регламентированы главой 12 Семейного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 65 Семейного кодекса РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 Семейного кодекса РФ, перечень которых является исчерпывающим. Основаниями к лишению родительских прав являются:

  • уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;
  • злоупотребление своими родительскими правами;
  • жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность;
  • наличие хронических заболеваний - алкоголизм или наркомания;
  • совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Применение такой меры допускается в случае невозможности защитить права и интересы детей иным образом и только в судебном порядке. Дела указанной категории рассматриваются с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства. Правом на обращение в суд с исковым заявлением о лишении родительских прав обладают: родители независимо от того, с кем из них проживает ребенок; лица, заменяющие родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели); прокурор; орган или организации, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

К юридически значимым обстоятельствами, подлежащим установлению в целях разрешения вопроса об ответственности лица, в отношении которого рассматривается иск о лишении родительских прав, относятся: факты, подтверждающие (опровергающие) отсутствие заботы о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей, их материальном содержании, а также предупреждался ли ранее ответчик о недопущении злостного уклонения от исполнения родительских обязанностей и о возможном лишении его родительских прав, применялись ли к нему меры административной и уголовной ответственности.

В исключительных случаях при доказанности виновного поведения родителя суд с учетом характера его поведения, личности и других конкретных обстоятельств, а также с учетом интересов ребенка может отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав и предупредить ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей. Отказывая в иске о лишении родительских прав, суд при наличии оснований, вправе принять решение об ограничении родителя в родительских правах, если этого требуют интересы ребенка.

При рассмотрении дела о лишении либо ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них).

О проведении личного приема граждан по вопросам соблюдения законодательства об исполнительном производстве
и.о. прокурора Красноармейского района

В целях оказания правовой помощи и.о. прокурора Красноармейского района Бородиным М.А. с участием представителя Красноармейского отдела службы судебных приставов организован личный прием граждан по вопросам обеспечения прав социально незащищенных категорий должников, взыскателей, а также лиц, идентифицированных в качестве «двойников» должников.

Прием будет осуществляться 27.04.2023 с 11.00 по 13.00 по адресу: ст. Полтавская, ул. Народная, 14 (здание районной прокуратуры), без предварительной записи.

О проведении личного приема граждан, посвященный вопросам соблюдения прав мобилизованных лиц, членов их семей, лиц, добровольно участвующих в специальной военной операции и.о. прокурора Красноармейского района

В целях оказания правовой помощи и.о. прокурора Красноармейского района Бородиным М.А. организован личный прием граждан, посвященный вопросам соблюдения прав мобилизованных лиц, членов их семей, лиц, добровольно участвующих в специальной военной операции.

Прием будет осуществляться 20.04.2023 с 11.00 по 13.00 по адресу: ст. Полтавская, ул. Народная, 14 (здание районной прокуратуры), без предварительной записи.

Требования необходимые при организованной перевозке детей

 

В соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1527, при перевозке детей водитель обязан иметь документ, составленный в произвольной форме, содержащий сведения о маршруте перевозки, в том числе о:

- пункте отправления;

- промежуточных пунктах посадки (высадки) детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей;

- пункте назначения; о местах остановок для приема пищи, кратковременного отдыха, ночного отдыха (в случае организованной перевозки группы детей в междугородном сообщении).

На автобусе для организованной перевозки детей должен быть установлен опознавательный знак «Перевозка детей». Число перевозимых людей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

Во время движения автобуса дети должны быть пристегнуты к креслам ремнями безопасности, отрегулированными в соответствии с руководством по эксплуатации транспортного средства. Контроль за соблюдением указанного требования возлагается на сопровождающих лиц.

Кроме того, при движении автобуса на его крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета, обеспечивающий угол видимости в горизонтальной плоскости, равный 360 градусам.

Также при осуществлении организованной перевозки группы детей водитель обязан иметь при себе договор фрахтования, а с 01.03.2023 можно иметь при себе его копию.

За нарушение требований к перевозке детей предусмотрена административная ответственность как для водителя, так и для должностных и юридических лиц, организующих перевозку детей (ст. ст. 11.14.2, 11.23, 11.31, 12.23, 12.31.1 КоАП РФ).

Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Правительством Российской Федерации внесен ряд изменений в Правила дорожного движения, которые вступили в силу с 1 марта 2023 года

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2022 № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», вступившим в силу 01.03.2023, внесен ряд изменений в Правила дорожного движения (далее - ПДД).

В частности, преимуществом при въезде на круг наделены автомобили с главной дороги. При въезде на перекресток с круговым движением водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, которые уже находятся на перекрестке. Это правило касается равнозначных перекрестков, которые обозначены знаком 4.3 «Круговое движение». Если перед кругом такого знака нет, водители разъезжаются по тем же правилам, что и на других перекрестках (п. 13.11(1) ПДД).

Так, основополагающими являются следующие требования: на равнозначном перекрестке приоритет у автомобилей на круге; если водитель въезжает на перекресток по второстепенной дороге, он уступает автомобилям на круге; если водитель въезжает на круг по главной дороге, его должны пропустить.

Запреты остановки и стоянки на направляющих островках и островках безопасности (п. 12.4 ПДД); запрет на перевозку пассажиров на мопеде (п. 24.8 ПДД). До 01.03.2023 допускалось перевозить пассажиров на мопеде в случае, если это предусматривала его конструкция.

Утверждены дорожные знаки, которые обозначают запрет движения автобусов, запрет движения на средствах индивидуальной мобильности, а также зарядку для электромобилей.

Так, введены два запрещающих знака: 3.34 «Движение автобусов запрещено» и 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено». При этом, в ПДД закреплено понятие «средство индивидуальной мобильности» (далее - СИМ), в котором отражен перечень следующих устройств: электросамокат, электроскейтборд, гироскутер, сегвей и моноколесо. Данный перечень является открытым, в связи с чем к СИМ могут быть отнесены и иные подобные транспортные средства.

Табличка 8.4.7.2 «Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности» уточняет, в каком случае действие того или иного знака ПДД распространяется только на водителей СИМ.

До 01.03.2023 лица на вышеуказанных средствах передвижения в соответствии с ПДД считались пешеходами. Поскольку в настоящее время СИМ является транспортным средством, его водитель должен соблюдать ПДД, а также особые правила эксплуатации. В частности, разрешенная скорость перемещения на нем составляет до 25 км/ч.

Изменения ПДД предполагают добавление на знак платной парковки изображения монет, а на знак парковки для инвалидов - инвалида-колясочника. Кроме того, зоны платной и бесплатной парковки подлежат разделению синими и белыми линиями.

Об ответственности за сжигание отходов на территории населенных пунктов

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (отходы) представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны соблюдать требования к охране озонового слоя атмосферы (п. 3 ст. 54 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

В случае нарушения вышеуказанных требований действующего законодательства лицо будет привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

О новых правилах направления средств материнского (семейного) капитала

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2023 №133 утверждены правила направления средств материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на получение ежемесячной выплаты при условии, что размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в соответствующем субъекте РФ.

Постановлением утверждены правила направления средств на осуществление ежемесячной выплаты, перечень необходимых для этого документов (сведений), а также формы заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капиталана получение ежемесячной выплаты и об отказе от получения ежемесячной выплаты из средств материнского (семейного) капитала.

Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Административная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в противоправные деяния

Статьей 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, размер штрафа составляет от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статьей 6.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции. Ответственность же родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего за указанные деяния предусмотрена в виде штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Кроме того, частью 1.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Размер административного штрафа на граждан составляет от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. Также в отношении граждан по ч.1.1 ст.20.2 КоАП РФ может быть применена ответственность в виде обязательных работ на срок от двадцати до ста часов или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Об ответственности несовершеннолетних за «Буллинг»

Буллинг – систематическое издевательство, травля, использующее публичные оскорбления, в том числе и с использованием сети «Интернет» (кибербуллинг), угрозы, применение насилия и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство.

Подростковый буллинг – это необычная ссора.

Согласно ч. 1 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений.

В силу ч. 1 ст. 151 ГК РФ если такими действиями гражданам причинены физические и нравственные страдания, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Для несовершеннолетних правонарушителей, совершающих подобные действия в отношении своих сверстников, существует гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

За несовершеннолетних нарушителей в возрасте до 14 лет ответственность несут их родители и законные представители. Вместе с тем, с 14 лет несовершеннолетний может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности, а в случае отсутствия заработка – его родители/законные представители.

Оскорбление – унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, согласно ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей.

Аналогичное нарушение, совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», или в отношении нескольких лиц, грозит наложением штрафа от 5000 до 10000 рублей. Ответственность за эти деяния наступает с 16 лет (ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ).

За ненадлежащее исполнение родителями/законными представителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, которые не научили своих детей уважительному отношению, в том числе к товарищам, в силу ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ могут понести наказание в виде штрафа.

Стоит отметить, что самое суровое наказание в соответствии со ст.110 УК РФ установлено за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего.

Еслитакое деяние совершено в отношении несовершеннолетнего или в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет. Уголовная ответственность за данное деяние наступает с 16 лет.

Ужесточена ответственность за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов

 

Федеральным законом от 27.01.2023 № 7-ФЗ внесены изменения в статью 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в части ужесточения ответственности за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

В частности, новой редакцией ч. 1 ст. 17.3 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, в виде административного штрафа в размере от 1 до 3 тыс. рублей или административного ареста на срок до 15 суток.

Также новой редакцией ч. 2 ст. 17.3 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, в виде административного штрафа в размере от 1 до 3 тыс. рублей.

Кроме того, ст. 17.3 КоАП РФ дополнена новой частью 3, предусматривающей административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.1 или 2 ст. 17.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере от 3 до 5 тыс. рублей или административного ареста на срок до 15 суток.

Указанные изменения вступили в силу.

Об ответственности за распространение «фейковых новостей»

 

 В соответствии с частью 9 статьи 13.15 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

В силу части 10.1 статьи 13.15 КоАП РФв средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельстввлечетналожение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Частью 1 статьи 207.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ)за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, предусмотрено наказание виде штрафа в размере от семисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч.2 ст.207.2 УК РФ).

Публичный характер распространения заведомо ложной информации может проявляться в использовании для этого средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе мессенджеров (WhatsApp, Viber и других), в массовой рассылке электронных сообщений абонентам мобильной связи, распространении такой информации путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т.п.

Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

 

Ужесточена ответственность за диверсионную деятельность

Федеральным законом от 29.12.2022 № 586-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен новыми статьями «281.1. Содействие диверсионной деятельности», «281.2. Прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности» и «281.3. Организация диверсионного сообщества и участие в нем».

Под содействием диверсионной деятельности понимается склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение диверсии, а равно финансирование диверсии.

Квалифицирующим признаком данной статьи является использование своего служебного положения.

Максимальное наказание за указанные деяния предусмотрено в виде пожизненного лишения свободы.

Кроме того, согласно п. «с» ч. 1 ст. 63 УК РФ совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки диверсии признается обстоятельством, отягчающим наказание.

Ответственность за совершение диверсии несут как граждане России, так и иностранные граждане, и лица без гражданства, которые достигли к моменту совершения преступления 16 - летнего возраста.

Подробнее с документом можно ознакомиться на официальном интернет - сайте КонсультантПлюс – http://www.consultant.ru.

Для операторов сотовой связи с 1 марта вводятся новые штрафы

Федеральным законом от 29.12.2022 № 625-ФЗ в КоАП РФ внесены изменения, уточняющие административную ответственность за отдельные правонарушения при оказании услуг подвижной радиотелефонной связи.

В частности, введена административная ответственность для операторов сотовой связи.

Так, ч.1 ст.13.29 КоАП РФ в новой редакции установлена административная ответственность за заключение оператором связи либо лицом, действующим от имени оператора связи, договора об оказании услуг связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» способом, не предусмотренным законодательством Российской Федерации в области связи.

Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 до 50 тыс.руб., на должностных лиц – от 30 до 50 тыс.руб., а на юридических лиц – от 300 до 500 тыс.руб.

Кроме того, ч.2 ст.13.29 КоАП РФ установлена ответственность за оказание услуг абоненту – юридическому лицу либо ИП для обеспечения функционирования пользовательского оборудования с идентификационным модулем при отсутствии в ЕСИА сведений, позволяющих идентифицировать указанных абонентов или их оборудование (штраф для должностных лиц составляет от 100 до 200 тыс.руб., для юридических лиц – от 1 до 2 млн.руб.).

Частью 3 статьи 13.29 КоАП РФ, изложенной в новой редакции, также установлена ответственность за несоблюдение порядка проверки достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо ИП (штраф для должностных лиц составляет от 30 до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 300 до 500 тыс.руб.).

Административная ответственность также установлена за непредставление в Роскомнадзор информации для мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов – юридических лиц либо ИП (ч.4 ст.13.29 КоАП РФ).

За совершение указанного правонарушения предусмотрено наложение штрафа: на должностных лиц от 30 до 50 тыс.руб., на юридических лиц – от 300 до 500 тыс.руб.

Вышеуказанные изменения вступили в силу с 01.03.2023

О праве на компенсацию морального вреда за неприехавший или опоздавший автобус

Высшая судебная инстанция при рассмотрении гражданского дела по спору о взыскании компенсации морального вреда, причиненного переживаниями в связи с нарушением установленного расписания регулярных перевозок, разъяснила применение норм законодательства о защите прав потребителей.

Надлежащим исполнением обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира является своевременная доставка в пункт назначения.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке перевозчик несет ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом автомобильного транспорта, а также соглашением сторон.

Пассажир имеет право на достоверную и полноценную информацию об автобусных рейсах, а отсутствие извещения об изменениях в расписании является основанием для взыскания компенсации морального вреда.

В данном случае было установлено, что перевозчик обязательство по своевременной доставке пассажиров не исполнил, а пассажиров об отмене и задержке рейсов не предупредил.

Болезнь водителя автобуса не подразумевает чрезвычайности и непреодолимости обстоятельств, избежать которого перевозчик не мог, поскольку он самостоятельно определяет меры по оперативному урегулированию движения транспорта по своевременной доставке пассажиров при возникновении угрозы срыва рейса по эксплуатационной причине.

Отсутствие вины подлежит доказыванию лицом, допустившим нарушение обязательства.

При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Подробнее с полным текстом определения можно ознакомиться на сайте Верховного Суда Российской Федерации - http://www.vsrf.ru.

Об изменениях порядка применения положений статьи 80 Уголовного кодекса РФ в отношении лиц, отбывающих наказания за особо тяжкие преступления

Федеральным законом от 24.09.2022 № 365-ФЗ внесены изменения в статью 80 Уголовного кодекса РФ, в соответствии с которыми осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом только после фактического отбытия ими не менее двух третей срока лишения свободы.

Ранее действовавшая редакция закона позволяла осужденным данной категории после отбытия половины срока наказания обратиться в суд с ходатайством о замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами.

Вместе с тем согласно общим правилам действия уголовного закона во времени, предусмотренными статьей 10 УК РФ, уголовный закон, ухудшающий положение лица, совершившего преступление, в том числе лица, отбывающего наказание, обратной силы не имеет.

В этом случае подлежит применению закон, действовавший на момент совершения преступления.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.04.2009 № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» указал, что новый уголовный закон, предусматривающий увеличение той части срока наказания, фактическое отбытие которой является условием для рассмотрения вопроса о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, подлежит применению только в отношении лиц, осужденных за преступления, совершенные после вступления в силу нового уголовного закона.

Таким образом, действие изменений в статью 80 УК РФ в части увеличения сроков возможной замены лишения свободы более мягким наказанием в виде принудительных работ не распространяется на лиц, совершивших особо тяжкие преступления до 24.09.2022.

Введена обязательная государственная геномная регистрация для всех осужденных, подозреваемых, обвиняемых и лиц, подвергнутых административному аресту

 

Федеральным законом от 06.02.2023 №8-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» от 03.12.2008 № 242-ФЗ» предусмотрено проведение обязательной государственной геномной регистрации всех категорий осужденных, в том числе уже отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и лиц, подвергнутых административному аресту.

Законодателем уточнено понятие геномной информации, определены органы, проводящие обязательную государственную геномную регистрацию для различных категорий лиц, экспертные подразделения Следственного комитета России наделены полномочиями по проведению обязательной государственной геномной регистрации.

Так, геномная информация - персональные данные, включающие кодированную информацию об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты физического лица или неопознанного трупа, не характеризующих их физиологические особенности.

Новой редакцией закона предусматривается, что полученная геномная информация лиц, подозреваемых, обвиняемых либо осужденных за совершение преступлений, в случае возникновения у них права на реабилитацию, а лиц, подвергнутых административному аресту, в случае отмены постановления по делу об административном правонарушении либо изменения постановления в части, касающейся отмены административного ареста, уничтожается на основании заявления лица, в отношении которого она была проведена, и приложенного к нему вступившего в законную силу соответствующего постановления суда.

Изменения в указанный Федеральный закон вступают в силу с 08.05.2023.

Школьные автобусы освобождаются от платы за проезд по платным дорогам

Федеральным законом от 28.02.2023 № 47-ФЗ внесены изменения в статьи 40 и 41 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Уточнен порядок предоставления льготного проезда или проезда без взимания платы по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального местного значения, платным частным автомобильным дорогам общего пользования, а также платным участкам таких дорог.

Так, школьные автобусы и автобусы, осуществляющие организованную перевозку группы детей, освобождены от платы за проезд по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог.

Кроме того, уточнен порядок предоставления льготного проезда или проезда без взимания платы по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, платным частным автомобильным дорогам общего пользования, а также платным участкам таких дорог.

Указанные изменения вступят в силу с 01 сентября 2023 года.

Подробнее с документом можно ознакомиться на официальном интернет - сайте КонсультантПлюс – http://www.consultant.ru.

Упрощен возврат излишне уплаченной пошлины

Федеральным законом от 28.12.2022 № 565-ФЗ внесены изменения в статью 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующую вопросы возврата или зачета государственной пошлины.

Согласно вступившим в законную силу изменениям к заявлению о возврате госпошлины, которую внесли наличными, не требуется приобщать подлинники платежных документов. Теперь достаточно их копий.

Для полного возврата уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины необходимо среди прочих документов приложить копии документов об уплате. Ранее копии указанного документа прилагали только для частичного возврата, а для полного требовалось приобщать подлинные платежные документы.

Также законодательно закреплено, что при наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих уплату плательщиком государственной пошлины, в целях ее возврата или зачета не требуется.

Подробнее с документом можно ознакомиться на официальном интернет - сайте КонсультантПлюс – http://www.consultant.ru.

Новые требования к защите персональных данных

Федеральным законом от 14.07.2022 № 266-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и другие законодательные акты.

С 1 марта 2023 года установлен запрет на раскрытие персональных данных правообладателей, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

Данные собственника объекта недвижимости будут отображаться в выписках из ЕГРН только при условии согласия правообладателя на предоставление таких сведений третьим лицам. Такое согласие должно быть оформлено соответствующим заявлением о раскрытии сведений о персональных данных владельцев недвижимости, которое может быть подано в любой форме, в том числе онлайн через официальные государственные информационные сервисы (МФЦ, сайт Росреестра, Единый портал государственных услуг).

Указанные изменения по общему правилу не относятся к уполномоченным органам государственной власти, супругам владельцев недвижимости, совладельцев, арендаторов и арендодателей недвижимости, обладателям частного или публичного сервитута, наследникам, собственникам недвижимости, чей объект расположен на чужой земле, собственникам смежного участка, арбитражным управляющим, залогодержателям, нотариусом, кадастровым инженерам, представителям госучреждений.

Остальные категории субъектов правоотношений также смогут получить выписку из ЕГРН, содержащую персональные данные правообладателя объекта недвижимости, посредством подачи соответствующего письменного заявления нотариусу. Однако, раскрытие данных о фамилии, имени, отчестве и дате рождения правообладателя объекта недвижимости осуществляется только в целях защиты прав и законных интересов заинтересованного лица или для совершения сделки с объектом недвижимости. Указанное свидетельствует о том, что лицу, подающему заявление нотариусу, необходимо доказать наличие вышеизложенных оснований

Подробнее с документом можно ознакомиться на официальном интернет - сайте КонсультантПлюс – http://www.consultant.ru.

Русский язык защитят от чрезмерных иностранных заимствований

Подписан закон о нормативных словарях и справочниках, фиксирующих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного.

Федеральный закон от 28.02.2023 № 52-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»вводит положения о нормативных словарях, справочниках и грамматиках - в них фиксируются нормы современного русского литературного языка, которые необходимо соблюдать при использовании русского языка как государственного языка РФ в ряде сфер.

Порядок формирования и утверждения списка таких словарей, справочников и грамматик, а также требования к составлению и периодичности издания нормативных словарей утвердит Правительство.

Установлено, что при использовании русского языка как государственного языка РФ не допускается употребление слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в указанных нормативных словарях.

Документом также расширен перечень сфер, в которых государственный язык РФ подлежит обязательному использованию, и введена обязательная лингвистическая экспертиза текстов подготавливаемых проектов нормативных правовых актов в целях приведения их в соответствие с нормами современного русского литературного языка.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения о лингвистической экспертизе проектов нормативных правовых актов, которое вступает в силу с 1 января 2025 года.

В Красноармейском районе по инициативе прокуратуры муниципальный служащий за допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции уволен в связи с утратой доверия.

           Прокуратурой Красноармейского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. Установлено, что муниципальным служащим администрации сельского поселения Красноармейского района не приняты меры к уведомлению представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов при организации, проведении закупочных процедур, заключении муниципальных контрактов с супругом.

Так, в ходе проведенных муниципальным служащим закупочных процедур реализовывались служебные полномочия, в том числе по утверждению расчета максимальной начальной цены контракта и определения ее конечной суммы для каждого контракта, произведенных на основании коммерческих предложений, полученных от вышеуказанных индивидуальных предпринимателей, а также проводилось рассмотрение документов, представленных поставщиками.

При этом документы поставщиков, представляемые на всех стадиях проведения закупочных процедур, заключения и исполнения контрактов, содержали информацию, позволяющую муниципальному служащему идентифицировать личность супруга, как лица, в отношении которого у нее может возникнуть личная заинтересованность, выражающаяся в возможности получения супругом доходов в виде денег.

Однако, вопреки требованиям федерального законодательства о противодействии коррупции при осуществлении функций муниципального управления муниципальным служащим не приняты меры к уведомлению представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов при организации, проведении закупочных процедур, заключении муниципальных контрактов с супругом.

В связи с выявленными нарушениями прокурором Красноармейского района 30.01.2023 главе администрации сельского поселения Красноармейского района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, в отношении муниципального служащего принято решение об увольнении в связи с утратой доверия.

По инициативе прокуратуры Красноармейского района работодатель привлечен к административной ответственности за не оформление трудовых отношений с работниками

Прокуратурой Красноармейского района проведена проверка доводов обращения работника о нарушении трудового законодательства в МБДОУ «Детский сад № 34».

Установлено, что директором указанного учреждения не принято мер к оформлению трудовых отношений с четырьмя работниками, фактически допущенными к работе.

В связи с выявленными нарушениями трудового законодательства прокурором Красноармейского района 08.02.2023 в отношении должностного лица возбуждено 4 дела об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых Государственной инспекцией труда 21.02.2023 вынесены постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 40 000 рублей.

По результатам принятых мер прокурорского реагирования с работниками заключены трудовые договоры.

Работа по восстановлению нарушенных трудовых прав продолжается.

«Удовлетворено административное исковое заявление прокурора Красноармейского района об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения»

Решением Красноармейского районного суда от 13.02.2022 удовлетворены требования и.о. прокурора Красноармейского района к администрации Полтавского сельского поселения об обязании устранить нарушений при содержании и эксплуатации дорог местного значения в ст. Полтавской.

Ранее в ходе надзорной деятельности прокуратурой района установлено отсутствие дублирующих запрещающих дорожных знаков на ул. Тельмана, по ул. Лиманная - ул. Кирпичная и невключение их в проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, а также выявлены выбоины и просадки на дорожном покрытии на ул. Тельмана. Выявленные нарушения послужили основанием для внесенипя представления и.о. прокурора с требованием об их устранении. Ввиду неполного исполнения требований представления и.о. прокуратуры района обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия незаконным.

Исполнение решения находится на контроле прокуратуры района.

«Прокуратурой района выявлены нарушения бюджетного законодательства при содержании автомобильных дорог местного значения»

         Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в области бюджетного законодательства, законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности при осуществлении полномочий органами местного самоуправления.

         По результатам проверки установлено, что администрациями 2 сельских поселений в течение длительного времени не принято мер, направленных на обеспечение возмещения ущерба, причиненного муниципальной собственности в результате дорожно-транспортных происшествий. При наличии сведений о виновниках ДТП органами местного самоуправления исковые заявления о взыскании денежных средств, затраченных на ремонт поврежденных объектов транспортной инфраструктуры, в порядке регресса не предъявлялись.

         Выявленные нарушения послужили основанием для внесения 2 представлений в адрес глав администраций сельских поселений, исполнение требований находится на контроле прокуратуры района.

«Прокуратурой района выявлены нарушения бюджетного законодательства при содержании автомобильных дорог местного значения»

         Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в области бюджетного законодательства, законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности при осуществлении полномочий органами местного самоуправления.

         По результатам проверки установлено, что администрациями 2 сельских поселений в течение длительного времени не принято мер, направленных на обеспечение возмещения ущерба, причиненного муниципальной собственности в результате дорожно-транспортных происшествий. При наличии сведений о виновниках ДТП органами местного самоуправления исковые заявления о взыскании денежных средств, затраченных на ремонт поврежденных объектов транспортной инфраструктуры, в порядке регресса не предъявлялись.

         Выявленные нарушения послужили основанием для внесения 2 представлений в адрес глав администраций сельских поселений, исполнение требований находится на контроле прокуратуры района.

«Прокуратурой района поддержано обвинение по факту незаконной организации наркопритона»

Красноармейским районным судом рассмотрено уголовное дело по обвинению местного жителя в организации наркопритона, а также хранении наркотических веществ.

Так, в ходе судебного следствия установлено, что подсудимый, ранее судимый Красноармейским районным судом за преступления небольшой и средней тяжести, в том числе, связанные с незаконным оборотом наркотических веществ, создал в хозяйственной постройке, прилегающей к его домовладению, необходимые условия для употребления наркотических средств.

Следствием установлено, что подсудимый предоставлял самодельные курительный устройства для употребления наркотических средств, а также сами наркотические средства своим знакомым.

На основании установленных в ходе судебного следствия обстоятельств, с учетом позиции государственного обвинителя подсудимый признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 228 УК РФ, ч. 1 ст. 232 УК РФ, по совокупности преступлений, последнему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Приговор в законную силу не вступил.